04 Noyabr

Как трейдеры-самоучки захватывают рынок

Способны ли талантливые любители обыграть крупнейшие хедж-фонды

Днем Дэн Хьютон работает в Chilango, сети мексиканских ресторанов в Лондоне, которую сам и основал. Ночью, как только засыпают его дети, он превращается в алгоритмического фондового трейдера и программирует сложные, автоматизированные инвестиционные стратегии.

В 2013 году Хьютон продал онлайн-сервис для переписки, который основал, изучая математику в Кембриджском университете. Вырученные деньги он вложил в свой ресторан и новый дом для семьи. Когда оказалось, что на руках у него осталась довольно весомая сумма, он не понес ее в уважаемый взаимный фонд, а решил использовать свои навыки математика, чтобы попытаться обыграть рынок.

Прочитав несколько книг по финансам и поискав в статьи по «квантитативному» инвестированию, он наткнулся на компанию Quantopian, созданную словно бы специально для таких, как он: трейдинговую платформу и хедж-фонд, работающий на основе краудсорсинга. Компания возникла в ответ на запросы нового типа алгоритмических трейдеров, — самостоятельных одиночек, пытающихся разработать автоматизированные инвестиционные стратегии. Каждый месяц прибыль распределяется между лучшими алготрейдерами, а избранные алгоритмы пополняют библиотеку хедж-фонда компании, который пока находится в зачаточном состоянии.

Хьютон признается: «Моя жена думала, что я сошел с ума». Ему пришлось с нуля выучить Python — язык программирования, популярный среди квантитативных аналитиков. Теперь, поэкспериментировав с платформой в течение нескольких месяцев, он пытается добиться того, чтобы один из его алгоритмов включили в хедж-фонд комп.

К этому моменту он успел заработать — после всех вычетов и отчислений — $7971, но доход интересует его далеко не в первую очередь. Хьютон говорит: «мной движет, прежде всего, интеллектуальное любопытство, хотя во мне силен дух соревнования, и шанс попасть в фонд вполне мотивирует меня проработать над стратегиями лишний час».

Дэн — один из представителей растущей когорты математиков, программистов, инженеров и физиков, которые пользуются дешевыми, мощными компьютерами и изобилием финансовых данных, чтобы создавать собственные торговые стратегии. Эти алготрейдеры-любители напоминают обновленную версию армии внутридневных трейдеров, которая сформировалась во время бума 1990-х на фондовом рынке.

Неко­то­рые ана­ли­ти­ки по­ла­га­ют, что в итоге это сбо­ри­ще эн­ту­зи­а­стов, ис­поль­зуя ме­то­ды кра­уд­сор­син­га, может по­до­рвать устои одной из элит­ных про­фес­сий Уо­лл-стрит — ме­не­дже­ра хедж-фон­да.

Мар­тин Фрехлер, ав­стрий­ский ма­те­ма­тик и раз­ра­бот­чик одной из несколь­ких он­лайн-плат­форм для са­мо­сто­я­тель­ных ал­го­трей­де­ров, го­во­рит:

«Если наша мо­дель до­стиг­нет успе­ха, ис­чез­нет вся­кая необ­хо­ди­мость в хедж-фон­дах. Умный па­рень с но­ут­бу­ком смо­жет в несколь­ко кли­ков от­крыть соб­ствен­ный хедж-фонд. Это будут очень тя­же­лые вре­ме­на для боль­ших шишек ин­ду­стрии. Очень про­стая идея может ока­зать­ся очень мощ­ной».

Боль­шин­ство внут­ри­днев­ных трей­де­ров в итоге про­го­ра­ют; мно­гие из них по­те­ря­ли все, когда лоп­нул пу­зырь до­тко­мов. Часто про­фес­си­о­наль­ные фи­нан­со­вые управ­ля­ю­щие ехид­но на­зы­ва­ют их «ту­пы­ми день­га­ми». Ал­го­трей­де­ры-лю­би­те­ли, ко­то­рые при­хо­дят им на смену. могут ока­зать­ся умнее и лучше раз­би­рать­ся в тех­но­ло­ги­ях, чем сред­ний внут­ри­днев­ной трей­дер, но мно­гие экс­пер­ты пре­ду­пре­жда­ют, что за­да­ча раз за разом обыг­ры­вать рынок для них может ока­зать­ся не менее слож­ной. Мысль о том, что их ин­ду­стрии может угро­жать кучка бо­та­ни­ков, ко­то­рые что-то про­грам­ми­ру­ют у себя в под­ва­лах, ка­жет­ся им сме­хо­твор­ной

Плат­фор­мы для са­мо­сто­я­тель­ных агло­трей­же­ров воз­ник­ли как ре­ак­ция на из­ме­не­ния в мо­де­лях клас­си­че­ско­го хедж-фон­да. После дли­тель­но­го пе­ри­о­да не слиш­ком ра­дуж­ных ре­зуль­та­тов ин­ве­сто­ры на­ча­ли вы­во­дить из хедж-фон­дов мил­ли­ар­ды дол­ла­ров. И тот факт, что неко­то­рые спе­ци­а­ли­сты чуют в этом воз­мож­ность для себя, под­чер­ки­ва­ет ца­ря­щее на рынке ощу­ще­ние на­дви­га­ю­щих­ся пе­ре­мен. На сцену вы­хо­дят более на­уч­ные, ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ные под­хо­ды к ин­ве­сти­ро­ва­нию.

Монетизация чистых данных

Халед Шариф, мо­ло­дой ком­пью­тер­ный ин­же­нер из Иор­да­нии, при­был в США в июне, чтобы ра­бо­тать в ис­сле­до­ва­тель­ском цен­тре Эймса — фор­по­сте НАСА в Крем­ни­е­вой до­лине. Шариф спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на при­ме­не­ние ме­то­дов ис­кус­ствен­но­го ин­тел­лек­та, таких как ма­шин­ное обу­че­ние, для ана­ли­за дан­ных на спут­ни­ко­вых сним­ках, по­год­ных усло­вий и зем­ле­тря­се­ний. Но он раз­де­ля­ет и жад­ный ин­те­рес к дру­гой об­ла­сти, тре­бу­ю­щей ин­тен­сив­но­го ана­ли­за дан­ных: к фон­до­во­му рынку.

Он начал ис­поль­зо­вать Quantopian еще несколь­ко лет назад. Плат­фор­ма при­влек­ла его тем, что поз­во­ли­ла боль­ше узнать об ис­поль­зо­ва­нии ком­пью­тер­ных ме­то­дов про­гно­зи­ро­ва­ния на фон­до­вом рынке. Со­всем недав­но он нашел то, что по­до­шло ему еще боль­ше: Numerai, неболь­шой хедж-фонд из Сан-Фран­цис­ко, ос­но­ван­ный юж­но­аф­ри­кан­ским ма­те­ма­ти­ком Ричар­дом Кр­эй­бом.

Numerai предо­став­ля­ет поль­зо­ва­те­лям за­шиф­ро­ван­ные, необ­ра­бо­тан­ные фи­нан­со­вые дан­ные для раз­ра­бот­ки мо­де­лей с ис­поль­зо­ва­ни­ем ма­шин­но­го обу­че­ния — имен­но на этом и спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся Шариф. Такие мо­де­ли долж­ны по­мочь трей­де­рам де­лать про­гно­зы на фон­до­вом рынке. Свои про­гно­зы поль­зо­ва­те­ли раз­ме­ща­ют на Numerai, ко­то­рый при­суж­да­ет при­зо­вые день­ги за луч­шие мо­де­ли и вклю­ча­ет их в стра­те­гию сво­е­го хедж-фон­да.

По ос­нов­ной идее Numerai похож на Quantopian, но от­ли­ча­ет­ся тем, что пред­ла­га­ет ра­бо­ту с дан­ны­ми «в чи­стом виде». Как рас­по­ря­дить­ся ими, ре­ша­ют сами поль­зо­ва­те­ли.

В этом от­но­ше­нии он похож на Kaggle, сайт, по­свя­щен­ный науке о дан­ных и по­пу­ляр­ный среди уче­ных, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щих­ся на ком­пью­тер­ных тех­но­ло­ги­ях: здесь поль­зо­ва­те­ли из­ла­га­ют за­да­чи и пред­ла­га­ют воз­на­граж­де­ние за их ре­ше­ние.

Кон­цеп­ция Numerai может по­ка­зать­ся недо­ступ­ной ши­ро­ко­му кругу трей­де­ров и из­лишне ам­би­ци­оз­ной, но в ап­ре­ле ком­па­ния при­влек­ла 1,5 млн дол­ла­ров от ин­ве­сто­ров во главе с Го­вар­дом Мор­га­ном, одним из ос­но­ва­те­лей Renaissance Technologies, хедж-фон­да, стра­те­гии ко­то­ро­го тоже ос­но­ва­ны на ком­пью­тер­ных тех­но­ло­ги­ях. Мор­ган го­во­рит, что Numerai од­но­вре­мен­но на­по­ми­на­ет ему о пер­вых шагах его соб­ствен­ной ком­па­нии и ука­зы­ва­ет на то, как могут вы­гля­деть хедж-фон­ды бу­ду­ще­го. В ин­тер­вью The Financial Times он за­явил:

«Numerai может про­из­ве­сти ре­во­лю­цию в ин­ду­стрии: воз­мож­но, скоро мно­гие будут за­ни­мать­ся этим непол­ный ра­бо­чий день у себя дома. Мы очень рады де­мо­кра­ти­за­ции ре­ше­ния про­блем в об­ла­сти дан­ных».

Давление изнутри

Воз­мож­но, необ­хо­ди­мость для ре­во­лю­ции в мире хедж-фон­дов дей­стви­тель­но на­зре­ла — недо­воль­ство ин­ве­сто­ров рас­тет. Хотя по срав­не­нию с общим объ­е­мом ак­ти­вов в 3 млрд дол­ла­ров по­те­ри не так уж ве­ли­ки, даже ин­сай­де­ры при­зна­ют, что на смену ста­рой ко­ман­де бун­та­рей, куда вхо­ди­ли такие люди, как Джордж Сорос, Майкл Штай­н­хардт и Джу­ли­ан Ро­берт­сон, при­ш­ла на­сто­я­щая ин­ду­стрия, где за при­быль бо­рет­ся огром­ное ко­ли­че­ство хедж-фон­дов, мно­гие из ко­то­рых вы­рос­ли до чу­до­вищ­ных мас­шта­бов.

Тони Джеймс, пре­зи­дент Blackstone, груп­пы управ­ле­ния ак­ти­ва­ми из США, пред­ска­зы­ва­ет «день рас­пла­ты», когда ин­ду­стрия хедж-фон­дов резко со­кра­тит­ся сразу на чет­верть. На май­ской кон­фе­рен­ции он за­явил: «Эта сфера силь­но про­ся­дет, и это будет бо­лез­нен­ный про­цесс».

Од­на­ко дела у кван­ти­та­тив­ных хедж-фон­дов, таких как Two Sigma, Renaissance, DE Shaw и Winton Capital, ко­то­рые от­ка­за­лись от ис­поль­зо­ва­ния че­ло­ве­че­ских ин­стинк­тов в поль­зу ло­ги­ки ком­пью­тер­ных про­грамм и ма­те­ма­ти­че­ских мо­де­лей, как пра­ви­ло, идут на­мно­го лучше. Кван­ти­та­тив­ные хедж-фон­ды седь­мой год под­ряд пе­ре­жи­ва­ют мощ­ный при­ток кли­ен­тов: общий объем их ак­ти­вов, по дан­ным Hedge Fund Research, за это время вырос с 407,7 млрд до 878,7 млрд дол­ла­ров — это почти треть от об­ще­го объ­е­ма ин­ду­стрии.

Самым цен­ным ре­сур­сом в этих усло­ви­ях стал та­лант. Фонды ак­тив­но пе­ре­ма­ни­ва­ют экс­пер­тов у своих кон­ку­рен­тов и дру­гих ком­па­ний Крем­ни­е­вой до­ли­ны. Но мно­гие из тех, кто об­ла­да­ет необ­хо­ди­мы­ми на­вы­ка­ми, мало за­ин­те­ре­со­ва­ны в ра­бо­те на ги­ганст­кую фи­нан­со­вую струк­ту­ру в Нью-Йор­ке или Лон­доне. Неко­то­рые во­об­ще не же­ла­ют иметь ни­че­го об­ще­го с офис­ной ра­бо­той.

И вот тут в игру всту­па­ют новые плат­фор­мы, такие как Numerai, Quantopian, Quantiacs и QuantConnect. Они хотят вос­пи­тать новое по­ко­ле­ние бун­та­рей, ко­то­рый по­мо­жет пе­ре­вер­нуть тра­ди­ци­он­ную мо­дель хедж-фон­дов.

Quantiacs может по­слу­жить от­лич­ной ил­лю­стра­ци­ей. Как и Quantopian или Numerai, ком­па­ния при­вле­ка­ет к своей плат­фор­ме про­фес­си­о­на­лов в об­ла­сти ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий, рас­пре­де­ляя при­быль между ав­то­ра­ми стра­те­гий, ко­то­рые лучше всего по­ка­за­ли себя в те­стах. На дан­ном этапе Quantiacs ре­ин­ве­сти­ру­ет в воз­на­граж­де­ние и соб­ствен­ные сред­ства, но в конце кон­цов ком­па­ния стре­мит­ся стать «рын­ком» ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ных ин­ве­сти­ци­он­ных стра­те­гий, а также пла­ни­ру­ет от­крыть плат­фор­му, ко­то­рая поз­во­лит ин­ди­ви­ду­аль­ным и ин­сти­ту­ци­о­наль­ным ин­ве­сто­рам вкла­ды­вать сред­ства в ал­го­трей­динг на­пря­мую.

Тра­ди­ци­он­но хедж-фон­ды взи­ма­ют ко­мис­сию «2 и 20» — 2% от суммы под управ­ле­ни­ем и 20% от при­бы­ли; Quantiacs не взи­ма­ет ко­мис­сию за управ­ле­ние, а 20% при­бы­ли по­ров­ну между рас­пре­де­ля­ют­ся между ком­па­ни­ей и ав­то­ром ал­го­рит­ма. Она на­де­ет­ся, что од­на­ж­ды смо­жет на­пра­вить мил­ли­о­ны дол­ла­ров непо­сред­ствен­но от ин­ве­сто­ров к ал­го­рит­ми­че­ским трей­де­рам в их под­ва­лах, об­ще­жи­ти­ях или на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских от­де­лах.

«Мно­гие про­сто не хотят ра­бо­тать на боль­шой хедж-фонд», — утвер­жда­ет Фрехлер. Он со­здал Quantiacs, по­ра­бо­тав на хедж-фонд в Швей­ца­рии и разо­ча­ро­вав­шись в от­рас­ли. «Она эли­тар­на, за­кры­та для по­сто­рон­них, и тра­тит впу­стую много че­ло­ве­че­ско­го та­лан­та».

Пока пред­при­ни­ма­ют­ся толь­ко пер­вые по­пыт­ки за­ра­бо­тать на та­лан­тах этих трей­де­ров-лю­би­те­лей, и новые плат­фор­мы могут так ни­ко­гда и не до­стичь мас­шта­бов кван­ти­та­тив­ной ин­ду­стрии, не го­во­ря уже о более ши­ро­ком мире хедж фон­дов. Боль­шая часть ми­ро­во­го ин­ве­сти­ци­он­но­го ка­пи­та­ла вкла­ды­ва­ет­ся пен­си­он­ны­ми фон­да­ми и стра­хо­вы­ми ком­па­ни­я­ми, ко­то­рые пред­по­чи­та­ют более тра­ди­ци­он­ные, ин­сти­ту­ци­о­наль­ные си­сте­мы.

Мно­гие ме­не­дже­ры хедж-фон­дов также от­но­сят­ся к но­вин­кам скеп­ти­че­ски, утвер­ждая, что непро­фес­си­о­наль­ные трей­де­ры часто недо­оце­ни­ва­ют раз­ли­чия между фи­нан­со­вой тео­ри­ей и прак­ти­кой. Ал­го­ритм, ко­то­рый хо­ро­шо ра­бо­та­ет в смо­де­ли­ро­ван­ной те­сто­вой среде, может быст­ро ока­зать­ся бес­по­лез­ным при воз­дей­ствии хаоса ре­аль­ных рын­ков. Даже стра­те­гии, ко­то­рые ра­бо­та­ют с неболь­ши­ми сум­ма­ми, могут ока­зать­ся пол­ной чушью при по­вы­ше­нии суммы.

Один из ме­не­дже­ров кван­ти­та­тив­ных хедж-фон­дов уве­ря­ет: «Есть очень мало при­ме­ров того, как ге­ни­аль­ные оди­ноч­ки до­би­ва­ют­ся успе­ха, сидя в своей го­сти­ной. Да, такие при­ме­ры есть, но их очень мало. Даже те из них, кто внешне успе­шен, уяз­ви­мы к вне­зап­ным пе­ре­ме­нам на рынке. Эти ре­бя­та не по­ни­ма­ют, какой риск берут на себя. Они могут до­би­вать­ся непло­хих ре­зуль­та­тов, но при этом они под­вер­же­ны огром­но­му риску, ко­то­ро­го про­сто не видят».

Мощные инструменты

Тем не менее, кое-кто из глав­ных про­фес­си­о­на­лов в от­рас­ли уве­рен: у идеи есть по­тен­ци­ал. В этом году в Quantopian ин­ве­сти­ро­вал Сти­вен Коэн, глава Point72 — се­мей­но­го офиса, ко­то­рый он ор­га­ни­зо­вал, когда SAC Capital, его быв­ший хедж-фонд, при­знал себя ви­нов­ным в ин­сай­дер­ской тор­гов­ле, и Ко­мис­сия по цен­ным бу­ма­гам и бир­жам США от­стра­ни­ла Коэна от управ­ле­ния де­неж­ны­ми сред­ства­ми до 2018 года. Кроме того, он по­обе­щал вы­де­лить до 250 млн дол­ла­ров на ее за­рож­да­ю­щий­ся «кра­уд­сор­син­го­вый» хедж-фонд.

Мэтью Гре­нэйд, глава ис­сле­до­ва­ния рын­ков в Point72 и член прав­ле­ния Quantopian, го­во­рит: «Сей­час в самые раз­ные руки по всему миру могут по­пасть ин­стру­мен­ты, поз­во­ля­ю­щие де­лать очень слож­ные кван­ти­та­тив­ные ин­ве­сти­ции. Это ра­ди­каль­но ме­ня­ет кар­ти­ну мира».

Крэйб при­зна­ет: идею «труд­но уме­стить в го­ло­ве, но я думаю, что за ней бу­ду­щее». Он убеж­ден, что «кра­уд­сор­син­го­вые» мо­де­ли хедж-фон­дов вы­тес­нят ди­но­зав­ров, ко­то­рые сей­час до­ми­ни­ру­ют на рынке.

Он го­во­рит: «Будет ли хедж-фонд бу­ду­ще­го дей­стви­тель­но вы­гля­деть как куча людей, си­дя­щих в боль­шом офисе? Я думаю, что в эпоху ин­тер­не­та и ис­кус­ствен­но­го ин­тел­лек­та мир будет го­раз­до де­мо­кра­тич­нее и раз­но­об­раз­нее».

Источник: Financial times